Как себя вести, когда звонят коллекторы и требуют вернуть долг

Как себя вести, когда звонят коллекторы и требуют вернуть долг


Ирина Яровая

«Раньше законодательство допускало взаимодействие коллекторов с членами семьи должника, его родственниками, соседями, друзьями, коллегами без получения их предварительного согласия. Фактически третьи лица становились субъектами давления и претензий.»

Кредиты — коварный банковский продукт, выдаваемый за великое благо. Нас мотивируют потреблять. Всё больше и больше. Неуёмно. А для этого — брать новые кредиты, погружаться в их бездонную пучину. Не у каждого есть тот уровень дохода, который позволяет своевременно и в полном объёме обслуживать многочисленные займы. Нередко это приводят к тому, что звонят коллекторы и напоминают о накопившихся долгах. Разговор с ними приятным не назовёшь. Но если к нему подготовиться, можно обернуть проблемную ситуацию в свою пользу.

В этой статье мы рассмотрим, как себя вести, если банк или другой кредитор продал долг коллекторам, и они уже начали звонить и требовать вернуть деньги.

Могут ли банки передать долг коллекторам?

Могут. Но только если это предусмотрено в кредитном договоре. Поэтому кредитные организации заранее прописывают в нём ваше согласие на передачу задолженности коллекторскому агентству.

Если банк продал долг коллекторам, после такого решения он обязан сообщить вам об этом в течение 30 рабочих дней. А звонящий взыскатель должен при первом личном контакте предъявить документы, подтверждающие его полномочия. В том числе договор о передаче долга.


 

Внимание!

Кредитор может передать долг только одному взыскателю.



Получить бесплатную консультацию по банкротству

Консультация вас ни к чему не обязывает. Но она поможет вам лучше разобраться в вопросе списания долгов по закону.

Отправляя заявку, соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.


Что могут и чего не могут коллекторы

Прошло то время, когда коллекторы были похожи на рэкетиров. C 2017 года вступил в силу федеральный закон, в котором чётко разъяснены правила работы коллекторских агентств. Теперь их сотрудники должны вести себя предельно вежливо и корректно по отношению к должникам.

Коллекторы имеют право:

  • Звонить по телефону с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 часов в выходные и праздники.
  • Встречаться с должником лично не чаще 1 раза в неделю.
  • Писать ему письма.
  • Направлять телеграммы.
  • Связываться посредством смс или через мессенджеры (не чаще 2 раз в день).
  • Общаться с родным, друзьями, знакомыми должника с их письменного согласия.

С 1 июля 2021 года действует Федеральный закон № 254-ФЗ, который запрещает коллекторам общаться с третьими лицами без их предварительного согласия.

Таким образом, если коллекторы самовольно звонят родственникам должника, его соседям, друзьям, коллегам по работе, они нарушают закон.

Коллекторы не имеют права:

  • Скрывать номер своего телефона или адрес электронной почты.
  • Приходить домой парами или группами.
  • Угрожать должнику или оскорблять его.
  • Оказывать на гражданина психологическое воздействие.
  • Предоставлять недостоверные данные о кредиторе, сумме долга, сроков его погашения.
  • Разглашать информацию о задолженности третьим лицам.
  • Взаимодействовать с кем либо, кроме должника, без их письменного согласия.
  • Искажать информацию о себе, например, представляться сотрудником полиции.
  • Вредить должнику и его имуществу.

Кроме этого, коллекторы не вправе беспокоить следующие группы граждан:

  • Признанных Арбитражным судом банкротами.
  • Инвалидов I группы.
  • Находящихся на лечении в стационаре.
  • Беременных и кормящих женщин.
  • Несовершеннолетних (кроме эмансипированных).
  • Официально признанных нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными.

За нарушение этих требований и превышение коллектором своих полномочий он может быть привлечён к гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности. Агентство, в котором работает такой сотрудник, тоже понесёт ущерб. В частности, за звонок в неположенное время его оштрафуют на сумму от 50 000 до 500 000 рублей. А если действия коллектора привели к моральному или материальному вреду должника, сумма штрафа может увеличиться до 2 000 000 рублей.

Если коллекторы звонят и требуют вернуть чужой долг, например, родственника или подчинённого, не нужно с ними разговаривать: они нарушают закон. В такой ситуации следует подать жалобу в полицию, Федеральную службу судебных приставов, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств и Роспотребнадзор. Это можно сделать, не выходя из дома: обратившись к ним через интернет-приёмную на официальном сайте.


Как правильно общаться с коллекторами по телефону

Во-первых, не стоит до этого доводить. Лучше договориться с кредитором до образования задолженности и выхода на просрочку. Например, можно рефинансировать или реструктурировать заём и даже уйти на кредитные каникулы. Но если коллекторы уже звонят, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не паниковать. Отдавать долг всё равно придётся. И с коллектором можно договориться о сроках выплаты долга и размере регулярных платежей.
  2. Объяснить специалисту по взысканию долга свою финансовую ситуацию. Адекватные коллекторы не станут на вас давить и предложат разработать комфортную схему погашения задолженности.
  3. Не сбрасывать звонки, не блокировать коллектора, не менять сим-карту. Это не избавит вас от долга, но только разозлит взыскателя, и он обратится в суд, который наверняка примет его сторону. Если сумма задолженности не превышает 500 000 рублей, суд пройдёт в упрощённом порядке, без вашего участия. А вы получите на руки судебный приказ о принудительном взыскании долга, который, однако, можно отменить и подготовиться к банкротству.
  4. Убедиться в полномочиях звонящего. Он должен представиться, сообщить, от имени какого агентства общается с вами, и по какому праву.
  5. Зафиксировать полученную информацию. Не стесняйтесь записывать всё, что сообщает коллектор. В случае необходимости, переспросите. Затем проверьте полученные данные, позвонив в коллекторское агентство. И его тоже стоит проверить, обратившись к Государственному реестру коллекторских агентств, который размещён на сайте Федеральной службы судебных приставов.
  6. После первого звонка установить приложение, записывающее телефонные разговоры. Впоследствии эти аудиозаписи очень пригодятся, если дело дойдёт до жалобы на противоправные действия коллектора или до суда.
  7. Сохранять спокойствие. Общаясь с этими людьми, нельзя проявлять эмоции, вступать с ними в перепалку и, тем более, оскорблять их.

 

Важно!

Коллекторам не выгодно доводить дело до суда: это лишние траты. Они для того и звонят, чтобы договориться с должником.

Звонит коллектор — выслушайте его, не перебивая. Во время разговора ведите себя хладнокровно. Демонстрируйте уверенность в своём праве и своей правоте. Ни в коем случае нельзя оправдываться и унижаться. А попытку унизить или оскорбить вас нужно решительно пресекать.


 

Следуйте этим правилам и сможете решить проблему с коллекторами с минимальными потерями. Они звонят, чтобы разрешить ситуацию в досудебном порядке и заранее готовы идти на уступки. Например, реструктурировать долг. Некоторые идут даже на то, чтобы простить неплательщику часть задолженности.

Как противостоять коллекторам, чтобы избавить себя от их звонков

Вы имеете полное право отозвать своё согласие на общение со взыскателями долгов. Но не раньше, чем пройдут 4 месяца после просрочки платежа по кредиту. Чтобы пресечь звонки коллекторов, достаточно направить им или кредитору заявление об отказе от взаимодействия с сотрудниками коллекторского агентства.

Направить заявление можно тремя способами:

  • через нотариуса,
  • заказным письмом с уведомлением,
  • вручить лично под расписку.

Получив отказ, коллекторское агентство обязано прекратить звонки и искать другие законные способы взыскать задолженность.

Есть ещё один законный способ избавить себя от звонков коллекторов. Чтобы им воспользоваться, не обязательно выжидать, пока истекут 4 месяца со дня образования просрочки. Достаточно обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. Как только судья признает ваше заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, кредиторы и коллекторы прекратят звонить, а затем все долги спишут в законном порядке.

Используйте шанс навсегда вычеркнуть кредиторов и коллекторов из жизни! Получите бесплатную консультацию финансового управляющего, чтобы избавиться от бремени кредитов и других долгов. Навсегда.




Если в статьях о банкротстве, вы не найдёте ответа на свой вопрос, задайте его, – я обязательно отвечу.